Windows 7

Самое полное руководство Mount & Blade: Warband. Обзор Mount and Blade: Warband — от робких вылазок до короны О мелких и не столь важных вещах

«Кавалерийская» RPG Mount & Blade — игра с любопытной историей. Как и многие другие независимые разработчики, супруги Явуз (Yavuz) не прятали ее от публики — открытое тестирование началось еще в 2005 году. Подогревая интерес регулярными обновлениями, турки поставили на ноги фанатское сообщество. В ответ поклонники организовали мощную «обратную связь» и выпустили десятки модификаций.

Бета распространялась по условно-бесплатной модели. Пользователи, довольные качеством «пробника», поддерживали сырой проект твердой валютой. За свои деньги они получали не только текущий, но и все последующие релизы, включая полную версию. Риск был оправдан — «ранние пташки» здорово сэкономили. Уже купившим Mount & Blade не нужны рецензии, так что я не буду описывать отличия v0.960 и v1.0. Эта статья — для тех, кто долго запрягает.

Сухопутные корсары

Создавая внешность аватара и проходя тест, который влияет на его базовые характеристики, Mount & Blade нетрудно принять за дешевую копию Oblivion . На самом деле она имеет мало общего с обычными RPG. Более уместна аналогия с культовой Pirates! и «Корсарами ». TaleWorlds перенесла шедевр Сида Мейера (Sid Meier) на сушу, подчистую скопировав кое-какие детали предшественницы.

Выдуманный мир Кальрадия похож на настоящее Средневековье — здесь нет «избранных», Древнего Зла, орков и магии. Карту делят пять королевств, списанных со Скандинавии, стран Западной и Южной Европы, Монголии и Руси. Путешествующий со свитой игрок — всего лишь один из винтиков сложного механизма. Вокруг кипит жизнь. Феодалы объезжают владения, наносят визиты к соседям, осаждают замки. Между городами и поселками снуют крестьяне и купцы, а дезертиры и разбойники охотятся за их кошельками.

Уникальные персонажи бессмертны. Попав в плен после поражения, они рано или поздно вырываются на волю — круговорот событий бесконечен. Эта «поблажка» совсем не раздражает. Вскоре вы станете узнавать ключевых NPC в лицо, вспоминая, как спасли их от неприятеля или дрались на турнирах.

В покоях лордов, тавернах, конторах гильдий и домах деревенских старост выдают поручения разных сортов: убить неугодного человека, доставить письмо, перегнать скот, собрать налоги, добыть информацию от лазутчика, защитить честь дамы, освободить село от бандитов и так далее. К сожалению, за все квесты отвечает генератор случайных чисел — со временем однотипные просьбы набивают оскомину.

Устали исполнять чужие капризы? Займитесь коммерцией! В M&B не надо ломать голову, изучая таблицы с ценами, — соответствующее умение подскажет прибыльный маршрут. Спросом пользуются и специи, и рабы, захваченные на поле брани. Даже тот, кто не планирует зарабатывать торговлей, должен заходить на рынок за провиантом — воевать лучше на сытый желудок.

Если не прельщает доля простых наемников, поступите на службу к одному из властителей, докажите верность в битвах и получите надел. Любители острых ощущений могут свергнуть какого-нибудь короля, посадив на трон обиженного наследника. Постепенно земли будут разрастаться, хотя от недвижимости больше мороки, чем выгоды. Вложив в ее оборону и развитие уйму труда и динаров, вы добьетесь смехотворной награды.

Клинком и копытом

Какой бы путь вы ни выбрали, вас ждут бесчисленные схватки с участием конницы. После нелепых попыток раскрыть в Two Worlds и «Трудно быть богом » эту тему M&B — откровение. Сразу чувствуется, что герой оседлал лошадь, а не мотоцикл с гривой и хвостом. Однако понять особенности управления и привыкнуть к ним очень легко.

Непривычная для RPG мобильность дарит ворох новых приемов: можно проскакать мимо жертвы и срубить ее саблей за счет бонуса за разгон; навести копье и снести противника сокрушительным таранным ударом; стрелять из лука, выдерживая дистанцию; наконец, просто затоптать беднягу. Когда кавалерия есть у обеих сторон, сражения превращаются в безумную карусель. Несмотря на устаревшую графику, баталии выглядят впечатляюще.

При этом Mount & Blade не скатывается до глупого экшена. Система фехтования достаточно сложна — игрок задает направление атаки и ее тип (колющая или рубящая), парирует ответные выпады или блокирует их щитом. Хорошая реакция поможет резво отбивать нападения и ловить оппонента на ошибках. Конечно, с дюжиной не сладит и самый проворный воин, а в битвах порой участвуют до 100 человек. Если вы не хотите прыгать в кусты от любого шороха, без солидной армии не обойтись.

Размер отряда зависит от славы, растущей благодаря победам над серьезными противниками. Однажды вы перестанете нанимать всех подряд и начнете искать баланс между стрелками, мечниками, копейщиками и всадниками, подбирая нужных солдат из богатого ассортимента пяти королевств и нейтральных группировок. В Mount & Blade проскальзывают задатки стратегии — командир руководит подчиненными, отдавая приказы вроде «Пехота и лучники, держать эту позицию! Конница, за мной!».

Помимо безымянных бойцов, есть NPC, которых разрешено «прокачивать» и экипировать наравне с героем. У каждого из них свои взгляды на жизнь и весомый повод отправиться на поиски приключений. Собрать вообще всех спутников нельзя — слишком уж склочная публика. Впрочем, некоторые становятся закадычными друзьями, подавая пример коллегам.

Устаревшая школа

В общем, увлекательная игра. Казалось бы, в ней можно утонуть на долгие месяцы, забыв о прочих развлечениях… Однако TaleWorlds угодила в классическую ловушку, угрожающую проектам с открытым геймплеем. Чтобы пройти все дороги и сразиться со всеми врагами, надо не так уж много времени. Хотя случайные квесты создаются по десяткам шаблонов, повторы неизбежно наскучивают.

Дата публикации: 16.06.2010 20:22:22

С момента выхода оригинального Mount & Blade прошло два долгих года. Ее выход вызвал что-то необъяснимое в мире компьютерных игр. Mount & Blade – это своеобразный симулятор… рыцаря, RPG с элементами action, и отличной боевой системой. Казалось, что еще надо для полного счастья? Игра сразу приобрела фанатов, несмотря на отсутствие сюжета и нудные квесты.

Вообще-то Mount & Blade: Warband недалеко ушел от своей предшественницы. Кони, люди, рыцари, разбойники, турниры… список можно продолжать до бесконечности. Фэнтезийных элементов нет и в помине. Ни, тебе, магии, ни орков. Но это все-таки к лучшему. Да, главная особенность игры – боевая система, осталась. Список нововведений не очень большой, но достаточно интересный: подкорректированная боевая система, новая фракция – Саранидский Султанат, шестая по счету игровая фракция, появившаяся в Mount & Blade: Warband. Ее прототипом стало средневековое арабское государство – Конийский Султанат. С появлением новой фракции увеличилось и количество доспехов, лошадей, оружия и прочего товара. И главное нововведение аддона – мультиплеер!


Врешь, не уйдешь!

Мультиплеер – это то, чего, несомненно, ждали многие. Но, сказать честно, он разочаровал. Разочаровал, прежде всего, людей, которые ждали продолжение больше всего. Среди возможных режимов можно выделить, разве что, осады, командные бои и то, что уже было в синглплеере… то есть практически ничего нового, за исключением, самой возможности поиграть с реальными людьми. На заработанные за убийства врагов деньги, можно покупать доспехи, оружие и лошадей прямо перед боем, или прямо во время него. А также есть возможность выбирать тип войска – это простой подарочек в замену неоправданным ожиданиям. Отсутствует общая статистика и то, чего, наверное, ждали в мультиплеере наибольше – возможности «погулять» по глобальной карте. Но, несмотря на всё, в мультиплеер действительно интересно играть… даже без глобальной карты.

Теперь от многопользовательского режима перейдём к одиночной игре. Карта мира в синглплеере получилась очень хорошо. Так как появилась новая фракция, то появилась и новая часть мира. Весь мир выглядит поистине замечательно. Бои стали интереснее из-за улучшенной анимации боя, для любителей стратегий появилось больше тактических возможностей – теперь выбранных воинов можно послать на любой участок карты, и можно формировать любые отряды, помимо стандартных. Боевая система улучшена – появились новые удары. Жаль только количество амуниции так и осталось низким.


Держим строй, девочки!

По заявлениям разработчиков, игроки могут жениться в игре и, само собой, многие ждали такой возможности и в мультиплеере, но как вы уже поняли, увы, не судьба. Но в одиночной игре эта возможность тоже выглядит достаточно интересной, ведь для того чтобы жениться надо иметь высокое положение в стране, а женитьба со знатной леди может дать вам больше власти.

Количество квестов заметно разнообразилось. Уже вначале нам предлагают интересное задание по спасению торговца, его брата и разоблачения предателя. Это такая себе стартовая помощь, ведь так вы можете раздобыть себе какое-никакое, но все-таки войско и оружие (про доспехи я не упоминаю). В общем, количество квестов заметно увеличилось, но они однообразны и быстро надоедают.

Улучшения графики коснулись, прежде всего, моделей вещей, персонажей, а также замков и карт, где проводятся бои. Графика заметно похорошела и стала более приятной глазу, все-таки поддержка HDR, FSAA, DOF, мягких частиц, тонирование текстуры, новые шейдеры и прочие новомодные фишки сделали свое дело. Улучшения коснулись не только вышеперечисленного, а и практически всей игры.


И снова в поход, труба нас зовет...

Несмотря на все недостатки, а их достаточно много, Mount & Blade: Warband – отличная игра, которая, несомненно, заслуживает внимания и похвалы.

Следует заметить режим обучения, который совсем немного разнообразили, но он все также остался идеален для новичков.

Игра без претензий на гениальность и жажды мирового господства. Интересный проект с рядом увлекательных идей, отличается тем, что четко знает свою целевую аудиторию и не старается прыгнуть выше головы. В данном случае планка качества явно выше, чем у большинства жителей мира игровой индустрии.

Оценка игре: 4.6 /5

Вам также может быть интересно

Сегодня состоялась церемония открытия выставки QuakeCon 2019. В ее рамках компания Bethesda продемонстрировала свежий геймплей DOOM Eternal, а также объявила о переносе оригинальной трилогии DOOM на... Серия стратегий с постройкой и обороной замков Stronghold стартовала в далеком 2001 году. Франчайз перебрался на трехмерный движок, экспериментировал с сеттингом фэнтези, получал жесткую критику за одни выпуски и признание комьюнити за другие. Одно остается неизменным: студия FireFly продолжает...

Собрала вокруг себя сплоченную армию поклонников. Пользуясь незашифрованными ресурсами, они сотворили прорву серьезных модификаций — не перекрашенных попон и мечей +10, а глобальных надстроек и отдельных вселенных. С одной стороны, любовь публики греет душу. Не каждый блокбастер, вышедший на PC, обласкан таким вниманием. С другой — спрос с полноценного дополнения Warband от TaleWorlds был очень высок. Искушенных фанатов удивить нелегко.

Из грязи — в князи

Поначалу кажется, что турецкие разработчики не справились. Радикальных изменений в одиночном режиме нет, а более мелкие сразу не заметишь — все-таки речь идёт о проекте с открытым миром. Зато в глаза бросается похорошевшая графика. Warband наделена джентльменским набором визуальных эффектов, включая HDR и смену «глубины резкости». Детальнее стали модели и текстуры персонажей. Притягательность Mount & Blade никогда не зависела от качества картинки, но это — солидный шаг вперед.

Чтобы прочувствовать все отличия, нужно провести за Warband хотя бы несколько дней. Герой заматереет, перестанет гонять бандитов по лесам и выйдет на политическую арену. Именно здесь происходит самое интересное, ведь вместо службы у одного из королей игрок отныне может основать свое государство и при должном усердии объединить всю Кальрадию. Его вассалами станут NPC из отряда или лорды других княжеств, разочаровавшиеся в предыдущем господине. Кстати, к пяти знакомым державам примкнул Сарранидский султанат.

По сути, создатели прислушались к многочисленным просьбам и добавили в M&B сверхзадачу. Завоевывать власть для себя куда приятнее, чем помогать обиженным наследникам, да и в менеджменте владений стало больше прока. К сожалению, в TaleWorlds не пошли дальше и не ввели сюжетные вкрапления, как сделали их коллеги в «Огнём и мечом ». Они ограничились короткой цепочкой стартовых квестов, горсткой свежих шаблонов для поручений, возможностью закрутить роман и жениться или выйти замуж.

Умная мясорубка

Впрочем, даже выполнение самых банальных заданий в Warband не утомляет. Главное — не чураться кровопролития. Из-за «примочек», развивших и без того сложную боевую механику, игру трудно отнести к экшенам. Это, скорее, симулятор средневековых сражений, конкурентов которому на PC не найти.

Где еще вам разрешат не просто заколоть противника, а обдурить его хитрым финтом или вырубить подлым пинком? Ну, разве что в Dark Messiah of Might and Magic . Где хорошая реакция позволит парировать выпады клинком? Блоки надежнее, но щиты быстро разлетаются в щепки. Правда, у них есть свои плюсы — болтаясь на предплечье или спине, они тоже прикрывают от ударов и стрел.

Кроме того, Warband дает повод отложить наскучившие мечи и копья и взять в руки что-нибудь необычное. Например, универсальную алебарду с переменным хватом или огромный молот, сокрушающий (если попадет) любую защиту. В общем, «царица полей» уже не безобидная жертва для всадников, и количество разнообразных тактик сильно возросло.

Битвы стали более осмысленными, хотя в них участвуют не 100 воинов (как в оригинале), а 150. Благодаря новой системе управления, лидер может отдавать распоряжения, продолжая скакать во весь опор. Чтобы послать подчиненных в определенную точку, достаточно зажать кнопку F1 и поместить метку курсором. Приказы посложнее упрятаны в контекстные меню. Пользоваться ими гораздо удобнее, чем старым «стратегическим» экраном. Задав собственные типы подразделений в придачу к стандартным «пехоте», «кавалерии» и «стрелкам», можно гибко руководить маневрами и обходиться минимальными потерями. Между прочим, разбитый наголову неприятель теперь обращается в бегство.

«Зеленым» игрокам победы вряд ли дадутся даром — искусственный интеллект в аддоне агрессивен и умел. Тем не менее, увидеть настоящий накал страстей в «сингле» нельзя.

На стены!

Главная новинка Warband — мультиплеер — имеет мало общего с привычной Mount & Blade . В нем нет ни намека на глобальную карту, ролевые элементы или командование войском — только бескомпромиссное «мясо» невиданных масштабов (64 участника вместо обещанных в анонсе 32-х). Любопытно, что в толпе нетрудно различить верного товарища или заклятого врага. Дело в том, что игроки лепят физиономии в продвинутом редакторе и подбирают герб, поэтому внешность всех аватаров уникальна.

Правила Warband отдаленно напоминают Counter-Strike или S.T.A.L.K.E.R. . За каждого убитого головорезам выписывают премию. Погибнув и возродившись на базе, они тратят золото на доспехи, оружие и лошадей (ассортимент магазина зависит от выбранного класса — лучника, конника или пехотинца). .

Жаль, что координировать усилия с союзниками тяжело: ни голосового чата, ни разбивки по отрядам, ни бонусов за взаимовыручку. Эти инструменты были бы особенно полезны в «Осаде», самом удачном режиме Warband : штурмовать и удерживать замки намного интереснее, чем воровать флаги или бездумно набивать фраги. Несколько огорчает, что под него выделено всего пять карт. Впрочем, сценариев, которые можно разыграть, стравливая шесть доступных сторон в разных комбинациях, все равно полным-полно, а новые арены наверняка появятся.

* * *

В том, что это только начало, и Mount & Blade ждет безоблачное будущее, нет уже никаких сомнений. Ведь Warband — не просто толковый аддон, сделавший возню в средневековой «песочнице» еще увлекательнее. Добавив мультиплеерные схватки, авторы обеспечили игре культовый статус на годы вперед. А там и сиквел подоспеет.

Сегодня мы расскажем об игре, на снискавшей оваций широкой аудитории. Просто в силу того, что не вписывается в строгие рамки какой-либо тематики и на её раскрутку не были брошены все возможные силы и средства. Но игры настолько затягивающей и увлекательной, что есть немалый шанс, сев на досуге поиграть в неё часок-другой, встать из-за компьютера лишь через пару недель или даже месяцев. Каким образом Mount & Blade: Warband достигает такого эффекта?

Сюжет

Не тот случай. Фиксированный сюжет в игре отсутствует, да он и не нужен. Все существование континента Кальрадии – вся история здешнего мира – в ваших и только в ваших руках. Игра является абсолютной песочницей, заданы только начальные условия, в которые попадает ваш персонаж. Всё остальное – чистый эксперимент, но эксперимент талантливый, продуманный и совершенно умопомрачительный.

Вашему персонажу можно выбрать пол, внешний вид и биографию. Последняя в каком-то смысле является индикатором уровня сложности: простому крестьянину тяжеловато будет заставить прислушиваться к себе власть имущих, зато легко договориться с такими же босяками – и наоборот, благородному господину всегда есть, от кого ждать удара в спину, но он избавлен от необходимости месить лаптями грязь проселочных дорог. Выбор здесь стоит делать в зависимости от того, на какие свершения вам захочется пойти в игре – держать в кулаке могучую империю или, напротив, бросить вызов правящему режиму и сместить зажравшегося негодяя с престола. Только помните: все остальные персонажи также имеют собственные цели и интересы, так что придется все время заботиться о том, чтоб они совпадали с вашими.

Созданный вами персонаж оказывается в гигантском открытом мире, и большинство игроков отворачиваются от игры именно в этот момент: ведь им не дают никакого квеста, никакой цели. Персонаж руководствуется исключительно вашей инициативой, и весь его путь вы выбираете самостоятельно. Не будем давать наводящих подсказок и советов – вся суть игры в том, чтобы ваше развитие в игре стало неповторимым и уникальным, только расскажем об основных аспектах игры: войне, торговле и дипломатии, составляющих, собственно, базу геймплея, который реализован безукоризненно и заставляет лишь потрясенно восхищаться даже самых заядлых скептиков.



Война

Ваш герой – просто человек и от случайного удара древком копья или даже достаточно сильного пинка помирает, как и любой другой, поэтому не стоит в одиночку кидаться на хорошо вооруженный отряд из пятнадцати человек, как вы это делаете во многих других «достоверных симуляторах средневековья». Велик шанс, что если не первая, то уже вторая-третья стрела окажется для вас смертельной.
Поэтому прежде, чем становиться перед противниками в позу, стоит обзавестись не только доспехами, но и единомышленниками. Где их искать? Профессиональных наемников можно найти в таверне, но нам они пока не по карману, а вот парочку крестьян в ближайшем селе, недовольных властью и поборами (или, наборотот, вконец охамевшими грабителями и дезертирами), уболтать, может, и удастся. Сколотив свою шайку человек из пятнадцати, можно делать робкие вылазки на местных воров, дезертиров и прочих воротил сельского криминального бизнеса, а на вырученную добычу докупить уже профессиональных бойцов.

Ваши действия не преминут отразиться на внешнем мире, в частности, на мнении о вас окружающих. Охотясь на убийц и бандитов, вы привлечете внимание короля, который подкинет вам монеток от щедрот. Грабя караваны и нападая на конвои – тоже привлечете, но уже с возможными последствиями в виде тюремного заключения. Зато крестьяне-бунтовщики, прослышав про такое, с охотой потянгутся в вашу армию – ибо доколе же невинных людей по острогам таскать будутъ, не так ли?

Рано или поздно вам повезет захватить замок или даже город – вот тут-то и пора подумать о создании собственной империи. Её также можно строить добрым словом и щедрыми посулами, потихоньку переманивая под свои знамена знать, генералов и вельмож, или на крови и костях мирных тружеников и безропотных (до поры до времени) солдат. Кроме прочего, городу необходимо уделять внимание и в плане экономики – еда, одежда и стройматериалы должны подвозиться своевременно, иначе недолго и людей лишиться.

Не хочется бунтов – идите другим путем: сами становитесь под знамена одного из существующих монархов – и бейтись за его интересы до последней капли крови. А там, глядишь, и подвернется возможность дать ему пару ценных советов и направить его властный гнев в нужное вам русло, да против какого-нибудь внешнего противника. Кстати, о них:

За господство над землями Кальрадии сражаются следующие державы:

Свад – типичная средевековая корольартурия: жестокий, но справедливый, монарх, самая сильная в мире армия, на передовой которой сражается тяжелая конница, а тылы прикрывают арбалетчики. Центральное местоположение обеспечивает контроль над торговыми путями.

Родок – закаленные и работоспособные горцы, выживающие в условиях ограниченности ресурсов. Армия сбита из копейщиков и может поставить на место любую пехоту. В правительстве мало образованных лидеров, поэтому власть в целом вполне демократична.

Северяне Кальрадии экономически и милитаристически сбалансированы, власти здесь не слишком суровы, хоть и импульсивны. Хорошее место для начала вашей карьеры.

Хергитское ханство – аналог нашей Монголии. Власть крайне нетерпима к чужакам, а основная военная сила – лучники обычные и конные – не устают снайперскими попаданиями в колено напоминать об этом любому, кто посмеет приблизиться слишком близко.

Саранидский султанат – обитатели востока. Находятся вдалеке от торговых путей, драться толком не умеют и пользы от них поэтому, вообще говоря, мало.

Норд — местные викинги. Им трудно развернуться из-за приморского расположения – однако пехота у них самая сильная. Власть сурова и категорична: докажи свою верность – и ты под надежной защитой братьев. Предай их доверие – и ты заплатишь дорогую цену солью крови и слез.

Бои – вот где вашей видеокарте придется потрудиться: участвовать в них могут до 2000 бойцов за каждого полководца, а последних на одном поле битвы может схлестнуться аж до 30ти.


Торговля

А куда без неё? Армию надо содержать, вооружать, кормить-поить – да каждых бойцов по-разному, в зависимости от вкусов и предпочтений. Необходимо добывать явства, к которым они привыкли на своей родине – иначе боевой дух будет падать и люди могут возроптать. Да и запасы провизии делать не помешает, а то мало ли… Голодный солдат – никчемный солдат. Может и вас самих, чего доброго, на окорочка пустить. Нам это надо? Ничуть!

Дипломатия

Каждое ваше решение придется кому-то по вкусу, а у кого-то вызовет желание пойти и собрать против вас армию. Таков мир – тут уж ничего не поделаешь. Люди здесь разные и к каждому необходим свой подход: для одних сгодится подкуп, других придется запугивать, а кто и просто присоединится к вам, поверив в обещания грядущей славы и могущества. Главное – не забывать оставаться в фаворе у короля –тогда есть шанс, что тем, кто захочет вас подсидеть или опорочить, он не поверит, а вы, в свою очередь, сможете, склонить мудрого монарха к тому или иному мнению по поводу ваших противников.

Графика

Для 2010 года графика очень сильна. Текстуры пропорционально соответствуют количеству полигонов. В игре два вида – от первого и третьего лица, и вид от первого сделан лучшим за всю историю игровой индустрии.



Итог

Mount & Blade: Warband – невероятно качественный и годный симулятор средневековья. Он нигде не приукрашен, везде стыкуется со здравым смыслом и ставит во главу угла реализм, а не напыщенность. Не надейтесь на комбо-хиты и акробатические финиш-химы, вас ждут лишь жесткие, полные холодного реализма удары.

Ну что, справитесь? Выживете в мире, не прощающем ошибки? Тогда вперед – в настоящее средневековье!

Мне уже очень давно хотелось написать обзор на Mount and Blade: Warband – игру, которая как по мне является лучшей песочницей, когда-либо созданной в игровой индустрии. К сожалению, актуальность данного обзора не очень велика, ведь Warband вышла уже целых семь лет назад и о ней успели рассказать уже многие, в том числе и на этом сайте. Но эту статью я всё же хочу приурочить к скорому событию – к летней конференции E3 на которой наконец-то (я хотя бы на это надеюсь) расскажут о Mount and Blade II: Bannerlord, которая является приквелом к прошлой части игры Mount and Blade: Warband. К тому же я думаю, что есть масса игроков, которая даже не слышала о серии игр Mount & Blade, возможно им будет интересно узнать о ней что-нибудь новое, а некоторые даже возьмут и сыграют в неё, влюбятся в очаровательный геймплей, который отточен здесь на все десять баллов.

Mount and Blade: Warband – это средневековая RPG игра, где вы сможете взять на себя командование огромной армией.

Но прежде чем это произойдёт, вам придётся пройти огромный путь: от создания персонажа до управления целым государством. В самом начале игры как это обычно и принято, вы определяете путь своего героя: настраиваете его биографию от которой зависят начальные умения и навыки, лепите лицо и распределяете характеристики. После этого вас выбрасывают в довольно большой мир – Кальрадию, в котором вы вольны делать всё, что только захотите. Кальрадия погрязла в войне между молодыми государствами, всего их на карте шесть и каждое из них по-своему уникально: кто-то делает упор на тяжёлую кавалерию, кто-то на арбалетчиках, а другие на пехоте.

Перемещение по миру напоминает серию игр Total War: наш главный герой и все лорды словно шахматные фигурки двигаются по глобальной карте в реальном времени. Но когда вы, например, заходите в город или же принимаете участие в битве, то загружается небольшая локация.

В Mount and Blade вам придётся следить за менеджментом армии, спутников и даже целых поселений.

На каком-то этапе игры вы так или иначе завладейте своим феодом.

И будете вынуждены охранять его от посягательств врагов, которые с великим удовольствием захотят его разграбить. Грабёж деревень в Mount and Blade – это очень выгодное предприятие. Чем выше благосостояние деревни (его, например, можно улучшить с помощью постройки мельницы), тем лучше и больше товаров соответственно производится. В Warband существует динамическая система экономики: купите задешево зерно и продайте его где-нибудь на севере, там оно в дефиците, заработайте свои кровные, или же привезите его в свою пекарню и себестоимость хлеба значительно снизится.

Не забывайте следить за моралью отряда: купите говядины, сыра, рыбы, фруктов и хлеба. Ваша разношёрстная армия заслуживает больше, чем десять мешков с зерном!

По началу формироваться она будет из местных крестьян, которых вы можете завербовать в деревнях. По мере роста опыта, солдаты будут продвигаться в уровне, а их снаряжении будет выглядеть всё внушительней. Когда у вас появятся деньги, то можете взять наёмников – уже прокаченных воинов, которые съедят большое количество ваших золотых. Есть ещё один вариант – вербовка военнопленных, но только учтите, что вашим людям такое может прийтись не по вкусу.

Если вы играли в Mount and Blade на максимальном уровне сложности, то Dark Souls может показаться вам лёгкой игрой.

Ведь в Warband обычное дело, когда при штурме замка тебе из ниоткуда в голову прилетает арбалетный болт, который ваншотит с первого раза. Или, когда вы на полной скорости верхом на коне скачете к позициям противника, а навстречу вам выдвигается вражеский всадник, который попадает по вам ударом копья наперевес, а вы и ваша лошадь замертво валитесь лицом оземь.

Поэтому не стоит словно Рэмбо бросаться на сотню врагов.

На высоких сложностях жизненно необходимо правильно командовать вашей армией. Порой это сложно из-за не очень удобного интерфейса отдачи приказов. Или вы можете завербовать десяток отборных всадников, которые стоят где-то трёх-четырёх пехотинцев. В Mount and Blade, как по мне, самый лучший конный бой в компьютерных играх.

Когда-нибудь ваш персонаж получит огромное влияние: у вас будет город, замок, несколько деревень и титул главнокомандующего. И вот тогда игра по-настоящему преобразится: в зависимости от многих факторов под началом каждого лорда собирается армия, у кого-то это 50 человек в его личном отряде, а у кого-то 200. И когда все они собираются в единый поход, то общая численность войск может составлять 1500-2000 человек, вот тогда и начинается настоящий Mount and Blade.

В придаток ко всему этому Mount and Blade имеет мультиплеер.

И не абы какой, а на целых 200 живых игроков. Да, прошло уже много времени и мультиплеер выглядит довольно топорно, но играть в него всё ещё интересно.

Думаю, что оценка 8.5 баллов для Mount and Blade: Warband в самый раз.

Почему всего 8.5 баллов? Всё-таки есть маленькие шероховатости: осады, недоработанная дипломатия и местами небольшой дисбаланс. Но тем не менее, Mount and Blade: Warband остаётся одной из самых лучших игр, которые были придуманы когда-либо. В этом 1гб порой намного больше контента, чем во многих современных AAA играх. Очень надеюсь и на самом деле уже вижу, что Bannerlord станет доработанным Warband II, если можно так выразиться: в плане графики, дипломатии, осад и много чего другого.