Windows 10

Системная фотокамера fujifilm m1. Фотоаппарат системный Fujifilm X-M1 Kit Silver. ⇡ Внешний вид и удобство использования

Ради снижения цены были принесены немалые жертвы, но сохранен известный по старшим моделям сенсор X-Trans CMOS с его потрясающей детальностью и цветопередачей, так что качество снимков пострадать не должно. Так ли это на самом деле? Чем хороша новинка и на чем в ней сэкономили?

Характеристики камеры Fujifilm X-M1

Fujifilm X-M1
Байонет Fujifilm X mount, поддержка объективов Fujifilm XF и XC
Сенсор 16,3 Мп X-Trans APS-C (23,6х15,6 мм)
Светочувствительность матрицы ISO200-6400 (RAW/JPG), расширенная ISO100/12800/25600 (только JPG), AutoISO (200-6400)
Замер экспозиции мультизонный, центровзвешенный, точечный
Компенсация экспозиции -2.0EV - +2.0EV, шаг 1/3EV
Выдержка 1/30–1/4000 с, длительная (ручная) до 60 минут
Серийная съемка 5,6 или 3 кадра в секунду
Буфер серийной съемки 12 кадров
Баланс белого несколько предустановок плюс пользовательский
Автоспуск 2 или 10 с
Вспышка встроенная, с ручным подъемом, ведущее число 7 (ISO200);башмак для внешней вспышки (TTL)
Выдержка синхронизации вспышки 1/180 (1/160 в режимах M и S) и медленнее
Фокусировка ручная; TTL-автофокусировка по контрасту
Максимальный размер изображения 4896 x 3264 (3:2), 4896 x 2760 (16:9), 3264 x 3264 (1:1)
LCD дисплей 3" TFT, 920 000 точек, соотношение сторон 3:2, изменяемый угол наклона
Запись видео 1920 x 1080/30p, непрерывная запись до 14 мин; 1280x720/30p, непрерывная запись: до 27 мин.
Носители записи Карты памяти SD/SDHC/SDXC (поддержка стандарта UHS-i)
Формат записи фото: JPEG (Exif 2.3), RAW (формат RAF), видео: MOV (H.264, Linear PCM Stereo)
Коммуникации USB 2.0, HDMI, пульт ДУ через USB
Прямая печать совместимость с PictBridge
Другие функции PictBridge, печать Exif, разница во времени, режим быстрого запуска, бесшумный режим
Питание Литий-ионный аккумулятор (7,2 В, 1260 мА/ч)
Габаритные размеры 116,9 x 66,5 x 39,0 мм
Масса 330 г с аккумулятором (без объектива)

Характеристики объектива Fujinon Super EBC XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS

Fujinon XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS
Байонет Fujifilm X
Фокусное расстояние 16-50 мм (24-76 в экв. 35 мм камеры)
Диагональный угол зрения 83,2°-31,7°
Минимальная дистанция фокусировки 0,60 м на всех фокусных расстояниях
Диафрагма минимальная 3,5-5,6, максимальная - 22
Тип диафрагмы 7 лепестков, скруглённая
Максимальное увеличение Приблизительно 0,16x / 0,32x (в эквиваленте 35 мм камеры)
Макс. диаметр 62,6 мм
Длина 65,2 мм (широкий угол) / 98,3 мм (телеположение)
Масса 195 г
Оптическая схема 12 элементов в 10 группах (3 асферических и 1 низкодисперсионная линза)
Диаметр фильтра 58 мм
Стабилизатор да

Внешность и управление

Камеры Fujifilm серии X стилизованы под дальномерные пленочные фотоаппараты, и X-M1 не стала исключением. В ее дизайне ничего не изобретали, просто взяли за основу X-E1, уменьшив ее и упростив. При этом новинка заметно тяжелее конкурентов того же форм-фактора, а по размерам ближе всего к Sony NEX-6. Сочетание металла и текстурированного под кожу пластика воспринимается по-разному в зависимости от цветового решения. В отличие от винтажного серебристого-черного и нарядного серебристо-коричневого, полностью черный аппарат смотрится строго и неброско, что по-своему хорошо – многие фотографы любят беззеркалки как раз за то, что они не привлекают к себе лишнего внимания.

Проведем ревизию оснащения камеры. Видоискателя нет, встроенная вспышка и башмак для внешней – на месте. Вспышка выпрыгивает, как чертик из коробочки, но только по нажатию кнопки, автоматическое ее открытие, когда того требуют освещение или сюжет, не предусмотрено. Зато ее можно направить под любым углом от "вперед" до "вверх",выбирая на свое усмотрение пропорцию между прямым и отраженным светом. Органы управления на верхней панели - по виду как в X-E1, но функциональность их изменилась. Если помните, в X-Pro1 и X-E1 диафрагма выставлялась кольцом на объективе, выдержка – диском на тушке, а режимы P, A и S включались установкой на одном или обоих этих регуляторах значения A (Авто). В X-M1 эту систему упразднили, и экспопара настраивается более привычным для цифровых камер способом. Бывший диск экспокоррекции стал главным управляющим колесом и отвечает за выдержку в ручном и экспокоррекцию в полуавтоматических режимах, а также используется в меню и при просмотре отснятого материала. Второе (вспомогательное) колесо служит для установки диафрагмы в режимах M и A, выдержки в режиме S и сдвига программы в режиме P, а также для масштабирования в режиме просмотра. Оно расположено вертикально и спрятано в упор для большого пальца (он рельефный пластиковый, без резиновой накладки). Ни одно из колес не ложится четко ни под большой палец, ни под указательный. Оба колеса можно в принципе вращать любым из этих двух пальцев, но ни один из этих вариантов мне не показался комфортным после зеркалок и псевдозеркалок, где во главу угла ставится удобство, а не дизайн. Просто держать камеру тоже не очень удобно - выступ под руку чисто номинальный, резиновых накладок ни спереди, ни сзади нет. В общем, аппарат в руке лежит плохо и пользоваться им без подстраховки шейным или кистевым ремешком как-то боязно. Небольшой вес камеры вроде бы и позволяет держать ее и снимать одной рукой, но без дополнительной поддержки нижние кнопки сильнее упираются в ладонь и нажимаются самопроизвольно.

Правда, кнопки можно заблокировать нажатием и удержанием "ОК", но это сомнительная полумера. Кстати, есть еще пара таких быстрых настроек, о которых без чтения инструкции не догадаешься – удержанием кнопки "Q" включается максимальная контрастность для дисплея ("Антиблик"), а кнопка "Menu" таким же образом активирует бесшумный режим. В нем, кроме системных звуковых сигналов, отключается еще и вспышка. Отличное решение для посещения музеев, океанариумов и подобных мест, где фотографировать можно, а пользоваться вспышкой запрещено.

Где-то по дороге от X-E1 к X-M1 потерялся винтажный способ дистанционного управления – у кнопки спуска теперь нет гнезда для механического тросика, а пульт ДУ (приобретаемый отдельно) подключается к разъему Micro-USB, спрятанному под одной крышкой с Mini-HDMI.

На нижней грани корпуса есть всё, что там и должно быть, но немного не так, как хотелось бы. Штативное гнездо так близко к слоту карты памяти и батареи, что даже самая маленькая штативная головка или съемная площадка блокирует слот. Частично это компенсируется наличием Wi-Fi адаптера – отснятый материал можно просматривать на ПК или планшете, что требует наличия соответствующих устройств и приложений.

Важный нюанс: гнездо имеет небольшую глубину, как следствие – камера совместима не со всеми штативами. Например, площадка от Velbon C-500 не прижимается к корпусу камеры – крепежный винт упирается в дно гнезда на полмиллиметра раньше. Так что при выборе нового штатива для X-M1 этот момент стоит проверить, а уже имеющийся трипод, возможно, придется как-то доработать.

Дисплей у X-M1 трёхдюймовый и может похвастаться вдвое большим разрешением, чем у предшественницы. У него отличная цветопередача и есть специальный режим "Антиблик", повышающий яркость и контрастность настолько, что меню и картинка при визировании легко читаются на самом ярком солнце. Нельзя не похвалить продуманный и качественно исполненный откидной механизм, благодаря которому при установке на штатив подвижность дисплея никак не ограничивается.

Не хватает только сенсорного управления – видимо, в компании посчитали, что это будет уже перебор. Резоны маркетологов понятны, но всё равно "это очень и очень жаль", потому что кнопочное управление у M1 урезано едва ли не наполовину, а сенсорное как раз могло бы его удачно дополнить. Кнопок слева от дисплея нет (и негде там, да и неудобно было бы), часть их теперь рядом с навигационным блоком, а часть на его клавишах, как у большинства беззеркалок и компактов. Совсем исчезли кнопка AEL/AFL и переключатель способа фокусировки. ISO тоже выставляется через меню. По своему выбору можно запрограммировать только кнопку Fn, которая в режиме просмотра отвечает за беспроводную связь. Видимо, понимая, что одной кнопки не хватит на все функции, к которым хотелось бы иметь доступ в один клик, инженеры Fujifilm предусмотрели возможность быстрого ее перепрограммирования – удержание в течение 2 секунд вызывает список доступных вариантов. Так можно хотя бы оперативно выбрать самый нужный в конкретной ситуации вариант. Для остальных часто используемых настроек есть кнопка "Q", вызывающая быстрое меню, в котором значения параметров меняется поворотом любого из управляющих колес. Нужно только привыкнуть крутить, а не нажимать, т.к. интуитивное нажатие ОК на любом из пунктов просто закрывает меню.

Интерфейс

На экране в режиме ожидания отображается служебная информациа - параметры съемки, вспомогательная сетка, индикация активных или, наоборот, заблокированных функций. Есть два фиксированных варианта отображения, вариант без информации и пользовательский вид, в котором каждый значок-индикатор можно включить и выключить отдельно в системных настройках. При ручной фокусировке отображается линейка дистанции до объекта, на которой белым выделена зона резкости при текущих настройках.

Меню настроек у X-M1 небольшое, просто и логично организованное, после зеркалок привыкать к нему не придется. В нем всего три раздела – настройки съемки, просмотра (в зависимости от текущего режима) и системные. В русском интерфейсе встречаются сокращения и плохо переведенные названия, смысл которых понимаешь не сразу, приходится обращаться к руководству пользователя за разъяснением.

Объектив

Камера комплектуется новым объективом – Fujinon Super EBC XC 16-50mm 1:3.5-5.6 OIS. Он был выпущен специально для X-M1 и открыл новую линейку XC, в которую будут входить объективы попроще и подешевле. Тем не менее, у объектива корпус из весьма качественного пластика и довольно сложная оптическая схема, он хорошо собран и внешне выглядит как предыдущий штатный зум XF 18-55mm. Только байонет пластмассовый и нет ни каких-либо переключателей, ни кольца диафрагмы (его наличие, кстати, определяется не принадлежностью к серии XC или XF, а буквой R в маркировке). Ничего лишнего - только трансфокатор и фокусировочное кольцо, а диафрагма, тип фокусировки и режим стабилизатора задаются с камеры. Ход обоих колец плавный, медленное зумирование при съемке видео получается без рывков. Фокусировка внутренняя, передняя линза в ней участия не принимает. Есть байонетное крепление для бленды. Несмотря на фирменное просветление, на снимках с боковым и контровым светом часто можно увидеть и "зайцев", и "вуаль".

Передняя линза очень выпуклая и неглубоко сидит в корпусе, поэтому часто залапывается пальцами, а на третий день тестирования на ней обнаружились странные следы. Как выяснилось, в стекло упирается маркировка диаметра, выдавленная на тыльной стороне крышки (см. фото). К счастью, следы эти удалось просто вытереть микрофиброй, но рано или поздно дело может кончиться повреждением просветляющего покрытия. На всякий случай крышка была отложена подальше, а на объективе до конца тестирования находился защитный фильтр.

Как видно из маркировки (OIS), объектив оснащен стабилизатором, который имеет 4 режима работы - постоянный и только при полунажатии спуска, плюс те же две опции, но с дополнительной функцией "+ движение". Функция эта к механизму стабилизации никакого отношения не имеет и работает по тому же принципу, что и режим фокусировки AFF у камер Panasonic. Если в момент съемки в кадре возникает движение, а выдержка слишком большая, камера уменьшает ее (при необходимости - за счет повышения ISO) и тем самым предотвращает или минимизирует смазывание. Считается, что на небольших фокусных расстояниях стабилизация не особо нужна, но это при нормальном освещении, когда выдержки могут быть на порядок короче эмпирического порога 1/ФР. А в сумерках или в помещении возможность делать четкие снимки на выдержках до 1/10 с трудно переоценить. Одна беда - подвижные объекты не стабилизируешь, так что светосила или вспышка все-таки бывает нужна.

Геометрические искажения у объектива незначительны - наиболее заметна небольшая "бочка" на 16 мм, с которой легко справится любой конвертер. Хроматические аберрации тоже очень слабо выражены, чего и следовало ожидать при невысокой светосиле. Максимальная резкость достигается для фокусного расстояния 16 мм при f/5.6, для 35 мм - при f/6,4 и для 50 мм - при f/8, но даже на пике она не "звенит" и немного снижается с ростом фокусного расстояния. При f/16 и особенно f/22 проявляется эффект дифракции – картинка ощутимо замыливается, впрочем, это проблема уже не объектива. От тестирования X-Pro 1 со светосильным фиксом 35/1.4 остались более приятные впечатления - картинка была заметно более резкой. А поскольку матрица у X-M1 та же, делаем предсказуемый вывод – комплектный объектив неплох, но возможности матрицы X-Trans полностью не раскрывает.

Чувствительность матрицы при съемке в RAW ограничена диапазоном 200-6400, а 100, 12800 и 25600 - программные расширения, доступные только для JPG. При хорошем свете, невысоких ISO (до 800-1000) и отсутствии в кадре плотных теней изображение, записанное камерой с качеством JPG Fine, радует глаз сочными цветами и отличной детализацией, особенно при небольших дистанциях до объекта. Вплоть до 6400 единиц можно получить приемлемые для web изображения, при этом удается сохранить живые, яркие цвета. И даже на программно-эмулированном максимальном значении ISO25600 на фото видны практически все мелкие детали, только ниже контраст, чуть бледнее цвет и осталось немного замыленного шума. С ростом ISO от 1250 и выше шумоподавление становится всё более агрессивным. Особенно шумодав не любит асфальт, размыливая его до полной потери текстуры. Такие кадры уже лучше вдумчиво проявлять в конвертере, подбирая степень шумоподавления на свой вкус.


Уровень шумов при разных значениях чувствительности.
Lightroom, Luminance NR 0, Color NR 0


Пример фото, снятого на ISO 25600. Полноразмерный файл открывается по клику

В режиме AutoISO можно задавать значение выдержки, при достижении которого чувствительность повышается, но не короче 1/125 с.

Заслуживает внимания функция расширения динамического диапазона, которая эффективно устраняет пересветы в кадре и возвращает белому небу голубой цвет. Что интересно, работает она не только для JPG, а и для RAW, но только при установке ISO в режим AUTO или, как минимум, на 400 единиц для DR200% и 800 для DR400%. Полноценный режим HDR с объединением нескольких кадров в один отсутствует.


DR 100%


DR 400%

Автофокус у X-M1 - классический контрастный. Не имея фазовых датчиков на матрице, камера каждый раз выполняет процедуру фокусировки по полной программе, даже при повторном наведении на один и тот же объект.

Привод автофокуса негромкий, но и не бесшумный, звук его работы может прослушиваться в тихих местах видеозаписей. Кстати, именно с помощью записи этого звука удалось измерить время фокусировки - около 0,35 с при съемке тестовой таблицы со студийным освещением. Не лучший результат, у недавно протестированной Samsung NX300 автофокус вдвое быстрее.

Поэтому "ловить мгновения" на X-M1 лучше с помощью серийной съемки или, как бы странно это ни звучало, на ручном фокусе (заранее сфокусировавшись на нужную дистанцию).

Точность автофокуса в большинстве случаев отличная, но в известных "трудных" для него сценах нужно быть бдительным. Если помимо основного объекта, занимающего небольшую площадь кадра, в область фокусировки попадают более контрастные соседние предметы или фон, то они "перетягивают" фокус на себя. На небольшом дисплее под ярким солнцем этот брак не всегда виден, а режим "Антиблик" в данном случае скорее мешает, поскольку делает картинку визуально более резкой.

К сожалению, в камерах Fujifilm не реализована удобная функция ручной доводки в режиме автофокуса (известная у других брендов как DMF или A-M). Есть похожая функция - "Мгновенный АФ", но она работает наоборот - ускоряет наводку на объект в ручном режиме, чтобы долго не вращать фокусировочное кольцо. Для этого надо включить ручной фокус (через меню), нажать кнопку Fn (которая должна быть запрограммирована на эту функцию) для приблизительной фокусировки, потом окончательно навестись вручную (если нужно - увеличив изображение еще одним нажатием, на этот раз - на вспомогательное колесо) и, наконец, нажать спуск. То есть, в отличие от DMF, где точная фокусировка производится без переключения в MF и не снимая пальца с полунажатой кнопки спуска, а картинка увеличивается автоматически, в X-M1 нужно выполнить целый ритуал. В ручном режиме фокусировки можно включить функцию "Focus peaking" – выделение яркой белой подсветкой контрастных границ границ тех объектов, которые попадают в фокус.

В качестве варианта обхода этого ограничения можно переключить камеру в режим ручного фокуса и использовать для фокусировки клавишу AE-L/AF-L, при необходимости затем «доводя» фокус вручную.

Серийная съемка возможна на двух скоростях - 3 и 5,6 кадра в секунду, высокоскоростного режима с электронным затвором нет. Буфер вмещает до 12 кадров в максимальном размере и качестве (RAW + JPG Fine), после окончания серии, не отпуская кнопку, можно продолжать "стрелять одиночными" с интервалом около 3 секунд, а чтобы снять новую полную серию или просмотреть результат предыдущей, нужно подождать 20-25 секунд (с картой SDHC 10-го класса). При этом камера не выдает никаких "подождите" – просто открывает режим просмотра и висит на последнем снимке до опустошения буфера. При съемке в JPG буфер не успевает переполняться, поэтому серия может длиться хоть до до заполнения карты.

В настройках баланса белого нет выделенной настройки для вспышки (с этим справляется авторежим) и нет ручной регулировки цветовой температуры в кельвинах, но есть установка по белому листу и возможность коррекции всех имеющихся предустановок.

Снимает X-M1 отлично при достаточном для "темного" объектива освещении. (Посмотреть полноразмерные фотографии вы можете в отдельной галерее .) Четкость и детализация снимков благодаря отсутствию сглаживающего фильтра очень хорошие, камера прекрасно подойдет для пейзажей и архитектуры, а также предметной и интерьерной съемки. Для этих жанров, особенно первых двух, был бы очень полезен электронный уровень, но его, к сожалению, нет.

Со случайно оказавшейся под рукой 2,5-кратной макролинзой Raynox M-250 получились отличные макроснимки - диапазон фокусных расстояний объектива как раз обеспечивает хороший баланс между увеличением и глубиной резкости. Одна беда - фокусируется эта система на дистанции около 10 см, а такие "модели", как пчелы и бабочки, настолько близко к себе не подпускают.

Кстати, о конвертере. Смотреть и конвертировать RAW можно либо при помощи бета-версии Lightroom, либо входящим в комплект RAW File Converter, который представляет собой специальную бесплатную версию конвертера SILKYPIX версии 3.1. При всей своей мощи и наличии некоторых уникальных инструментов приложение это имеет такие недостатки, как медлительность, нерациональное использование экранного пространства и неудобное управление масштабом изображения. И даже самая новая версия платного полнофункционального приложения SILKYPIX Developer Studio Pro 5 непростительно долго отрисовывает картинку при изменении параметров на вполне приличном ПК с Core i7 и 12 ГБ оперативной памяти.

Если же нет ну никакого желания править фото с помощью специального ПО на компьютере, можно настроить параметры сохранения JPG-файлов прямо в камере. В меню съемки есть пункты для настройки насыщенности, резкости, контрастности. Кстати, там же можно и уменьшить степень шумоподавления.

Эмуляция нескольких разновидностей фотопленки Fujifilm вынесена в отдельный пункт меню. Если снимали только в RAW, а срочно нужен JPG и компьютер с конвертером далеко - в меню просмотра есть встроенный конвертер с настройками.

Для любителей, не желающих глубоко вникать в теорию, в X-M1 предусмотрено несколько автоматических режимов съемки:

  1. Полный автомат (иконка камеры на селекторе), в котором камера сама выбирает объект фокусировки (определяя лица, если они есть в кадре) и устанавливает все параметры без вмешательства пользователя.
  2. SR+. Камера автоматически распознает стандартные сюжеты (пейзаж, портрет и т. п.), при этом символ выбранного сюжета отображается на дисплее. Этот вариант весьма активно потребляет заряд батареи, который расходуется на анализ сцены и непрерывную фокусировку.
  3. SP. Выбор сюжетной программы вручную из нескольких предустановленных вариантов. В этом и предыдущем режимах работает экспокоррекция, на экране отображается экспонометр. Наиболее популярные сюжеты (спорт, пейзаж, портрет) вынесены на селектор отдельными позициями. Как ни странно, ни в этих программах, ни где-либо еще (включая руководство пользователя) не нашлось панорамной съемки.
  4. Adv. (Advanced Filter). В меню этого режима можно выбрать популярные фильтры и красивые эффекты с предпросмотром будущего снимка на экране. Доступны ломография, миниатюра, насыщенный цвет, динамичный тон (сильно повышенная контрастность), мягкий фокус, высокий и низкий ключ, а также несколько вариантов ч/б с выделением одного из цветов на выбор - красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего и пурпурного.

В этом же меню рядом с фильтрами есть мультиэкспозиция, предусмотрены места для других групп эффектов, но они пустуют.

Еще один момент. В любой современной цифровой камере есть некие ограничения функциональности, связанные с выбором тех или иных опций съемки - например, в полностью автоматическом режиме нельзя отключить распознавание лиц; при съемке в RAW доступны не все типы брекетинга; сдвиг программы в режиме P не работает, если выбрано значение AUTO для ISO или DR, и т.п. Так вот, у X-M1 все подобные ограничения сведены в одну внушительного размера таблицу, в которой наглядно видно, что и с чем вместе может работать. Чтобы не удивляться, почему та или иная настройка недоступна или ничего не меняет, стоит хотя бы бегло просмотреть эту таблицу в руководстве пользователя.

X-M1 умеет снимать видео со стереозвуком. Настройки предельно просты - 2 варианта разрешения (HD и Full HD) и три типа фокусировки - по центру, следящий и ручной. Автофокус очень долго настраивается на цель и ведет ее неуверенно, так что куда надежнее фокусироваться вручную. Качество изображения среднее, ничего особенного, по крайней мере, с этим объективом. Микрофоны, расположенные на верхней панели рядом с "горячим башмаком", охотно записывают шум ветра, а фильтра для его подавления нет.

Камера отлично подходит для использования старой и современной неавтофокусной оптики с помощью переходников. Короткий рабочий отрезок позволяет сильно расширить (по сравнению с зеркалками) список систем, с которыми камера совместима без потери бесконечности, включая качественные объективы Minolta SR (MC/MD) и дальномерные (M39 Leica). Пункт меню с непонятным названием НАСТР. ПЕР. К-ЦА (настройка переходного кольца) позволяет выбрать фокусное расстояние в соответствии с установленным объективом. Для двух линз можно задать ФР вручную, а также скорректировать геометрические искажения, виньетирование и даже неравномерность цвета для по углам кадра. Фокус-пикинг сильно упрощает фокусировку с ручной оптикой.

Автономность камеры типична для беззеркалок - одной зарядки аккумулятора емкостью 1200 мАч хватает примерно на 400 снимков в формате RAW + JPG Fine, если не увлекаться следящим автофокусом, стабилизацией в постоянном режиме, вспышкой и Wi-Fi. При использовании некоторых автоматических режимов съемки время работы может существенно уменьшиться.

Wi-Fi в X-M1 используется только для передачи изображений на смартфон, планшет или ПК. Дистанционно упралять съемкой со смартфона нельзя, отправлять фото напрямую в соцсети через точку доступа - тоже. Для устройств на Android и iOS есть 2 приложения – Fujifilm Camera App и Fujifilm PhotoReceiver.

Camera App имеет 4 пункта: "Получить" для приема файлов, выбранных для отправки в меню камеры...

"Геотегинг" для добавления к снимкам информации о местоположении, полученной с помощью GPS-приемника смартфона/планшета, и "Рассказать другу" для отправки кому-либо ссылки на это приложение.

PhotoReceiver имеет только функцию приема, его можно установить на гаджеты своих друзей, чтобы можно было делиться с ними интересными снимками. В свою очередь, полученные снимки можно из обоих приложений отправить в Facebook, Twitter и популярную в Японии социальную сеть Mixi, или же можно перейти в фотогалерею устройства и уже оттуда отправить куда угодно.

Процедура соединения камеры с приложениями простая, а для ускорения передачи камера может уменьшать размер передаваемых изображений до 3 Мп (эта опция по умолчанию включена).

В сухом остатке

Fujifilm X-M1 – камера на любителя. Снимает она отлично, выглядит стильно, но удобством и функциональностью не блещет. При цене около 6000 грн, заявленной на презентации в Варшаве , это было бы отличное предложение. Но стартовая розничная цена новинки в Украине - 7999 гривен за кит, то есть чуть меньше тысячи американских долларов. За эти деньги выбор альтернатив просто огромный, на любой вкус, включая зеркальные и беззеркальные камеры с видоискателями, откидными, поворотными и сенсорными дисплеями, гибридным автофокусом, электронным уровнем, более широким диапазоном ISO, более качественным видео, входом для внешнего микрофона и так далее. Например, в этот ценовой диапазон попадают из зеркалок Canon 60D, Nikon D7000, Sony SLT-A65 и Pentax K-5, из беззеркалок - Sony NEX-6, Lumix G6, Samsung NX300 и NX20. Чтобы выбрать из всего этого разнообразия именно Fujifilm X-M1, нужно быть, видимо, ярым поклонником марки, т.к. хорошая цветопередача и малошумность сейчас не являются эксклюзивными качествами X-M1, как, возможно, было с X-Pro1 полтора года назад. А знаменитая резкость матрицы X-Trans проявляет себя в полную силу только с более качественной оптикой, но при ее покупке разница в стоимости с X-E1 уже не кажется такой большой. Другими словами, с такой ценой X-M1 вряд ли станет массовым продуктом на украинском рынке. Впрочем, для некоторых потенциальных покупателей именно это может стать решающим при выборе.

8 причин купить Fujifilm X-M1

  • стильный ретро-дизайн, качественные материалы
  • высокое качество изображений
  • хороший стабилизатор в комплектном объективе
  • пользовательская настройка качества снимков в JPG
  • встроенная ковертация RAW в JPG
  • удобный и качественный откидной дисплей
  • беспроводная передача изображений
  • расширенные настройки для работы с неавтофокусной оптикой, включая фокус-пикинг
  • наличие режимов интервальной съемки (timelapse) и мультиэкспозиции

4 причины не покупать Fujifilm X-M1

  • урезанные оснащение и функциональность
  • спорная эргономика
  • довольно медленный автофокус
  • неполная реализация возможностей Wi-Fi

Обзор и тест беззеркального (системного) цифрового фотоаппарата Fujifilm FinePix X -M 1

Fujifilm X-M1

Fuji X-M1 – третья (после X-Pro1 и X-E1) модель беззеркальной (или, если угодно, «системной») линейки Fuji X – был анонсирован 25 июня 2013 года.

Небольшое предисловие.

Fujifilm у многих фотолюбителей ассоциируется в первую очередь с качественными компактными цифровыми фотоаппаратами, оснащенными отличными матрицами собственного производства. На самом деле, Fuji обладает богатым опытом производства объективов и фотоаппаратов со сменной оптикой, накопленным задолго до появления в январе 2012 года системы Fujifilm X: в пленочные времена фирма выпускала дальномерные и зеркальные фотоаппараты Fujica.

«Цифровая зеркальная» история Фуджифилм 2000 – 2008 годов во многом основана на сотрудничестве с Nikon: компания использовала собственные матрицы и электронику, а донорами механики выступали фотоаппараты Nikon. В 1998-1999 году на рынок выпустили зеркальные цифровые фотоаппараты Fujix DS, разработанные совместно с Nikon. В 2000 году анонсировали Fujifilm S1 Pro (на основе Nikon N60), Fujifilm FinePix S2 Pro появился в 2002 году (донор - Nikon F80), FinePix S3 Pro - в 2004 (тоже Nikon F80) и FinePix S5 Pro (донором выступил Nikon D200) вышел в 2006 году. Все эти модели завоевали немалую популярность высоким качеством формируемого изображения, а цветопередачу Fujifilm S3 Pro и S5 Pro многие до сих пор вспоминают с ностальгией.

Технология EXR (с сайта компании)

Успех фотоаппаратов Fuji очень во многом основан на отличных матрицах собственной разработки и производства. Компания постоянно экспериментирует с дизайном датчиков изображения: вспомним, например, несколько поколений SuperCCD моделей, первые из которых вышли на рынок в далеком 1999 году, или технологию EXR, анонсированную в 2008 году и заключающуюся в расположении решетки светочувствительных элементов по диагонали матрицы.

Технология матриц X-Trans (с сайта компании)

Вернемся к герою обзора. Fujifilm X-M1 использует матрицу Fuji X-Trans. При желании в сети можно найти подробную информацию об особенностях этого типа датчиков; если вкратце, то X-Trans – это «фирменный» вариант борьбы с оптическим низкочастотным фильтром от Fuji. Совсем утрированно: обычная байеровская матрица представляет из себя упорядоченный и структурированный набор светочувствительных элементов (пикселей), сгруппированных цветным фильтром в квадраты по 4 штуки. Такая упорядоченность часто приводит к появлению муара и искажению цветов при наличии на формируемом изображении мелких повторяющихся деталей/узоров (из-за наложения двух регулярных структур друг на друга). Оптический низкочастотный фильтр, который ставят перед матрицей, слегка «размывает» изображение (делает его менее структурированным) и таким образом борется с муаром. Обратной стороной использования фильтра является снижение детализации изображения. Fujifilm на матрицах X-Trans изменила группировку элементов цветным фильтром: пиксели сгруппированы квадратами по 36 штук (6 на 6), что делает датчик изображения менее структурированным, а присутствие пикселей R, G и B в каждой вертикальной и горизонтальной линейке пикселей снижает риск искажения цветов.

Fujifilm X-M1

Фотоаппараты Fuji с матрицами X-Trans заслужили самые высокие оценки владельцев и пользователей, и я с нетерпением ждал возможности познакомиться с ними не шапочно, а обстоятельно и без спешки. «Незамутненности восприятия» способствовал тестовый набор из представителей начального уровня системы: если понравятся Fujifilm X-M1 в комплекте с объективом Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS , то логично предположить, что «продвинутые представители» будут только лучше.

Знакомство получилось неспешное и интересное: двухнедельная поездка с одновременным использованием 3 фотоаппаратов - героя обзора, топового компакта Nikon P7800 и оригинального Ricoh GR .

Меню настройки автоISO

Быстродействие
Fujifilm X-M1 – модель отзывчивая и быстрая. После включения герою обзора нужно около полутора секунд на подготовку к первому кадру, автофокусировка медлительностью не раздражает (о чем пойдет речь в соответствующем разделе обзора), навигация по меню и просмотр снимков происходит без задержек. Скорость серийной съемки соответствует заявленной (5 кадров в секунду с серией до 30 кадров). Очистка буфера при серийной съемке требует некоторого времени, но мощный процессор EXR II не «замораживает» фотоаппарат - дисплей продолжает работать, можно компоновать и готовить следующий кадр. Также расторопно происходит обработка снимков встроенным RAW-конвертером.

Время между снимками составляет чуть меньше секунды без использования встроенной вспышки и от 1,5 до 2 секунд при съемке со вспышкой.

Задержка спуска затвора (shutter lag) не воспринимается – производитель оценивает ее в 0,05 секунды, но в реальности ощутить эти пять сотых секунды невозможно.

В целом, герой обзора не вызвал никаких нареканий на быстродействие.

Экспозамер, экспонометрия, режимы съемки, динамический диапазон

Детали в тенях (легко вытянуты из намеренно недоэкспонированного JPEG)

Встроенный экспонометр Fujifilm X-M1 работает надежно и предсказуемо, результаты на удивление часто отвечают моим представлениям о «правильной» экспонометрии – субъективно автоматика чуть недодерживает кадр (где-то на треть ступени), что в сочетании с внушающим уважение динамическим диапазоном и уверенным сохранением деталей в светах и тенях позволяло мне много реже обычного использовать компенсацию экспозиции.

Динамический диапазон определенно заслуживает всяческого уважения: по этому показателю герой обзора показался одним из лидеров среди знакомых мне APS-C фотоаппаратов – большой плюс в копилку положительных эмоций и впечатлений от модели.

Fujifilm X-M1 дружелюбен к фотолюбителям, использующим автоматические режимы съемки. В дополнение к привычному автоматическому режиму предлагается «улучшенный SR+», в котором автоматика распознает типичные сюжеты и выбирает наиболее подходящие настройки исходя из 54 предустановленных вариантов. Для недоверчивых на дисплей после фокусировки выводится соответствующая выбранному автоматикой сюжету пиктограмма, для совсем недоверчивых предлагается выбор из 12 самых распространенных сюжетов вручную, а 3 основных предустановки (портрет, пейзаж и спорт) вынесены на диск выбора режимов.

Матричный экспозамер

Почти не использовал привычную для фотоаппаратов Fuji функцию «расширения динамического диапазона». Традиционно предлагаются 4 варианта настроек: Авто, 100%, 200 и 400%. В зависимости от выбранного варианта фотоаппарат для высококонтрастных сцен выборочно применяет коррекцию экспозиции к светам и теням на 1 (для режима 200%) или 2 (режим 400%) ступени. Функция реализована на удивление корректно, неестественность неумелого HDR появляется крайне редко и смело можно оставлять фотоаппарат в режиме Авто – повторюсь, что динамический диапазон Fuji X-M1 позволяет герою обзора не злоупотреблять эффектом.

Экспонометрия оставила только положительные эмоции. Подтверждением тому может служить тот факт, что я почти не снимал в RAW (только для тестирования и при съемке при искусственном освещении). Причина не столько в отсутствии в моем арсенале достойного RAW-конвертера, работающего с файлами Fuji X-M1, но в том, что JPEG в большинстве случаев отвечает ожиданиям и отменно поддается коррекции при постобработке – посмотрите на приведенном примере, сколько информации присутствует в намеренно недоэкспонированном кадре (сознательная экспокоррекция в минус, без применения каких-либо улучшайзеров). Добавьте к сказанному возможность гибкой настройки - принудительного введения экспокоррекции отдельно по светам и теням.

Подведем итог: нареканий на работу экспонометра нет. Кстати, у Fujifilm X-M1 есть грамотно реализованный режим мультиэкспозиции.

Чувствительность, шум и шумоподавление

JPEG с отключенным шумодавом (кроп)

Базовый диапазон чувствительности Fujifilm X -M 1 составляет ISO 200 - 6400, изменяемый с шагом в 1/3 ступени и расширяемый до ISO 100, ISO 12 800 и 24 600.

Герой обзора порадовал чистой и малошумной картинкой. Прорыва не случилось, но по уровню шума Fujifilm X -M 1 относится к лучшим представителям цифровых фотоаппаратов с матрицей APS -C р азмера.

Диапазон ISO 200 – 800 не вызывает никаких нареканий ни в JPEG , ни в RAW . На ISO 1600 умеренная зернистость в RAW и при тщательном рассмотрении можно заметить следы работы шумодава на JPEG снимках. Значение ISO 3200 полностью приемлемо, на ISO 6400 шум присутствует, но не до степени, не позволяющей использовать кадр для печати небольшими размерами. Для фотолюбителя рабочим можно назвать весь диапазон ISO 200 - 6400. Даже на ISO 12800 и 25600 явный и назойливый шум не препятствует «любительскому» использованию снимков – сохраняется на удивление неплохая детализация, а RAW тянется успешно (расширенный ISO недоступен при съемке в RAW , но можно просто недоэкспонировать RAW -кадр на одну или две ступени и достичь результата при постобработке).

Алгоритмы работы внутрикамерного подавления шумов не вызывают нареканий – корректно, аккуратно и с правильным соотношением шумоподавления/сохранения детализации.

Баланс белого, цветопередача, пресеты

Ошибка ББ при искусственном освещении

Автоматический баланс белого уверенно и надежно работает при естественном освещении и часто ошибается при искусственном. Съемка при искусственном освещении требует внимательной оценки результатов и поиска наиболее подходящей из предлагаемых предустановок в каждом конкретном случае, снимать в JPEG, оставив настройки ББ на «авто», я бы не советовал. На приведенном примере автоматика корректно сработала со светом фар и ошиблась с фонарями.

Цветопередача и контрастность в JPEG заслуживает только похвалы (с оговоркой про работу в искусственном освещении). Цвет в RAW-файлах показался несколько приглушенным.

Владельцу на выбор предлагается 8 предустановленных эффектов обработки («Toy Camera» - Виньетирование, «Miniature» - Миниатюра, «Dynamic Tone» - Динамичные цвета, «Pop Colour» - контрастные цвета, «Soft Focus» - Мягкий фокус, «High Key» - Высокий ключ, «Low Key» - Низкий ключ и «Partial Color» - Частичный цвет). Я бы не рекомендовал использовать пресеты в критически важных кадрах – мне результат показался излишне «обработанным» и с налетом искусственности (правда с фильтром Partial Color я побаловался: возможность задать один из 6 на выбор цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый – и фотоаппарат выдаст черно-белый, за исключением выбранного цвета снимок, забавна).

Режимы моделирования пленки использовать настоятельно рекомендую. Их у героя обзора 5 и основаны они, по словам производителя, на имитации известных фотопленок Fuji: «Provia» (стандартный) - естественная цветопередача, «Velvia» (насыщенный) – насыщенные цвета, «Astia» (приглушенный) - мягкие цветовые переходы, «Sepia» (сепия) и «Black & White» (черно-белый).

Фокусировка

Встроенная вспышка

Fujifilm X-M1 предлагает на выбор 49 точек автофокуса (7 на 7 зон фокусировки). Беззеркальные фотоаппараты Fuji нередко критикуют за задумчивость автофокуса. Меня связка Fujifilm X-M1 с объективом XC 16-50/3.5-5.6 OIS в комфортных условиях освещения медлительностью не раздражала. Понятно, что несравнимо с мгновенностью фазовой автофокусировки зеркальных фотоаппаратов и несколько медленнее многих беззеркальных конкурентов, но не до степени, когда это становится помехой и ограничивающим фактором. При недостатке света скорость автофокуса находится на грани комфортной, но чаще раздражает невысокая цепкость – вина в том мотоаппарата или китового XC 16-50/3.5-5.6 OIS неясно, но нередко фотоаппарат не может зацепиться за несложный объект (при благоприятном освещении это случается тоже несколько чаще привычного). Сказанное в полной мере относится и к работе следящего автофокуса, который еще и плохо дружит с ведением небольших по размеру объектов.

К точности без претензий, промахи случаются, но не чаще ожидаемого, да и тестировался фотоаппарат с объективом начального уровня. Ручная фокусировка реализована достаточно удобно для компактного фотоаппарата (правда переключаться в режим ручной фокусировки приходится через меню). Удобству и точности ручной фокусировки в немалой степени способствуют отличный дисплей с шкалой расстояний, выводимой при ручной фокусировке, и помощь через выделение границ предметов, находящихся в фокусе (focus peaking).

Если вкратце, то автофокус героя обзора можно покритиковать, но среднестатистический фотолюбитель в большинстве съемочных ситуаций не будет разочарован.

Встроенная вспышка

Экспонометрия и встроенная в режиме заполняющей

X-M1 оборудован «Супер-умной встроенной вспышкой» (Super Intelligent Flash). Вспышка умеет работать в качестве ведущей при использовании внешних, конструкция позволяет отогнуть ее голову при съемке вверх, чтобы работать с отраженным светом.
Оставим громкое название на совести маркетологов, но вспышка героя обзора действительно заслуживает всяческих похвал: несмотря на небольшую мощность (ведущее число 7 при ISO 200) она определенно «приходится ко двору», уверенно работает во всех режимах, отменно выступает в роли заполняющей.

Экспонометрия и баланс белого при съемке со вспышкой работают правильно.

Видео

Fujifilm X-M1 умеет снимать Full-HD видео при 30 кадрах в секунду. Качество записи высокое, детализация без нареканий, радует возможность применения режимов моделирования пленки. Тем не менее, в качестве продвинутого видеограферского инструмента X-M1 рассматривать не стоит – герой обзора в первую очередь фотоаппарат, а видеосъемка для него – функция факультативная: контроль над видео ограничен (экспонометрия только автоматическая, фокусировка либо ручная, либо 2 варианта автоматической – непрерывная (небыстрая, тяготеющая к потере объекта) или фиксированная на момент начала видеозаписи), уровень записи аудио не регулируется.

Аккумулятор

В "зеленой зоне" (ISO 1600, 1/60 cек., f/5)

Fujifilm X-M1 откровенно понравился, поэтому приходится выискивать недостатки для того, чтобы обзор получился сбалансированным. Докладываю: аккумулятор тестового экземпляра оказался слабоват – производитель обещает 350 снимков на одной зарядке. Я бы оценил живучесть где-то в 300 кадров. Вполне вероятно, что виной тому аккумулятор тестового экземпляра (что косвенно подтверждается характерной работой индикатора зарядки – только-только было 2 деления из трех и буквально через пару-тройку десятков кадров фотоаппарат жалуется на низкий заряд батареи). Так или иначе, покупка второго аккумулятора явно будет не лишней.

Приятные дополнения

Вкратце еще о двух понравившихся способностях и функциях фотоаппарата.

  • На момент анонса Fujifilm X-M1 был первым фотоаппаратом Fuji X, оборудованным Wi-Fi. Герой обзора способен передавать JPEG изображения на мобильные гаджеты и на компьютер и брать данные GPS со смартфона или планшета. К сожалению, функция удаленного управления фотоаппаратом через Wi-Fi не реализована.
  • Встроенный RAW-конвертер. Функциональность невелика, но базовую коррекцию выполняет достойно, что особо полезно для правильной настройки баланса белого при съемке в сложных условиях освещения.


Leica M9


Режимы съёмки

Полагаю, что эти режимы могут быть полезными для тех фотолюбителей, которые ещё не освоили технику съёмки. Или для тех, кто по каким-то причинам совсем не хочет погружаться в тему "выдержка-диафрагма-чувствительность". Работает это всё неплохо, но, на мой взгляд, несколько размывает ценность приобретения фотоаппарата с такой матрицей (и оптикой). Впрочем, если я сам не буду пользоваться этими режимами, то это вовсе не означает, что они не нужны. =:)

3. Управление камерой

FUJIFILM дополнительно подчёркивает, что управление камеры оптимизировано под одну (правую) руку: все колёсики и кнопочки расположены справа:


Управление FUJIFILM X-М1 одной рукой

Аллилуйя! Теперь для перемещения, например, зоны фокусировки, нет необходимости держать камеру двумя руками. И многие другие настройки тоже осуществляются гораздо проще.

Однако, тут я должен заметить, что, например, для моей огромной лапы не всё тут так удобно, увы... Зачем нужно было делать вертикальное колёсико на задней панели - я так и не понял. Ведь есть же годами проверенное решение в виде второго диска настроек, расположенного вокруг блока кнопок, как это сделано на FUJIFILM X100/X100S! Или есть новые, но тоже весьма удобные расположения двух дисков наверху, как это сделано у камер Olympus OM-D E-M5 и Canon G15:


Органы управления других фотоаппаратов

Впрочем, что сделано, то сделано. И такое управление всё же заметно удобнее того, что было на других камерах X-серии. А из несомненно приятных дополнительных плюсов можно отметить появление отдельной кнопки для записи видео.


Отдельная кнопка записи видео на корпусе FUJIFILM X-М1

4. Скорость работы системы в целом



19 | 1/60 | f/2.8 | ISO 1000 | Carl Zeiss Touit 2.8/12 | 12 mm | RAW + Lr

Пару слов хотел бы тут сказать тоже. Как уже писал выше - по начинке тут практически то же самое, что и у X-E1, только у X-M1 стоит вдвое более быстрый процессор. Однако, как показывает практика, на производительность системы этот факт не оказывает заметного влияния. Скорость работы камеры по-прежнему я оцениваю как "достаточную" - в большинстве любительских сюжетов производительности хватает, автофокус в меру быстрый и цепкий (хотя иногда у него по-прежнему бывают капризы при наведении в слабоконтрастных сценах).

В принципе, по скорости всё выглядит довольно неплохо, но время идёт и запросы растут. Хочется уже большей скорости от фотоаппаратов с такой довольно серьёзной начинкой и, будем откровенны, с таким не маленьким относительно конкурентов ценником. В общем, если резюмировать этот пункт, то скорость системы, пожалуй, сейчас находится на нижнем уровне достаточности.

Некоторые выводы



Линейка FUJIFILM X-М1

Выводы как всегда довольно противоречивые получаются. Жалко, конечно, что экран поворачивается только относительно одной оси, но уже сам факт его поворотности - большое благо. Жалко, конечно, что отрезали электронный видоискатель, но при этом цена фотоаппарата получилась относительно невысокой (по сравнению с другими моделями X-серии, оснащёнными таким же сенсором). Жалко, конечно, что китовый объектив получился такой обыкновенный, но всегда есть возможность использовать с этой камерой другие прекрасные объективы FUJINON, а через переходники можно поставить практически любую оптику 135-го формата. Жалко, конечно, что по показателям скорости система осталась на прежнем удовлетворительном уровне, но зато теперь в распоряжении любителей прекрасный сенсор и куча автоматических режимов. И так далее и тому подобное.

В общем, я считаю, что в лице X-M1 у FUJIFILM получилось сделать замечательную камеру начального уровня в линейке X-серии. С прекрасным дизайном, высоким качеством сборки и, что самое важное, с отличным результатом работы. Хотя, конечно, жалко, что X-M1 не появилась год-другой назад. =:)

Снимки, сделанные этой камерой:


20 | 1/60 | f/2.8 | ISO 1600 | FUJINON XF 27mm f/2.8 | 27 mm | RAW + Lr | Мариам в Москве


24 | 1/1800 | f/5.6 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


25 | 1/280 | f/5.6 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 20.1 mm | RAW + Lr | Ирландия


26 | 1/600 | f/5.6 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 20.1 mm | RAW + Lr | Ирландия


27 | 1/500 | f/5.6 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


28 | 1/60 | f/3.5 | ISO 1000 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


29 | 1/60 | f/3.5 | ISO 5000 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


30 | 1/500 | f/3.5 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


31 | 1/250 | f/3.5 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Ирландия


32 | 1/60 | f/5.6 | ISO 800 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 50 mm | RAW + Lr | Ирландия


33 | 1/125 | f/5.3 | ISO 3200 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 40.2 mm | RAW + Lr


34 | 1/60 | f/4.2 | ISO 1000 | FUJINON XF 55-200mm f/3.5-4.8 R LM OIS | 104.9 mm | RAW + Lr


35 | 1/60 | f/4.5 | ISO 2000 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 28.2 mm | RAW + Lr


36 | 1/75 | f/3.5 | ISO 400 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | Никтос шестиклассник


37 | 1/680 | f/3.5 | ISO 400 | FUJINON XC 16-50mm f/3.5-5.6 OIS | 16 mm | RAW + Lr | ТЦ "Метрополис"

Тут можно скачать архив с RAW-файлами X-M1 для самостоятельного изучения.

Цифровой фотоаппарат со сменной оптикой Fujifilm X-M1 - обзор

Я вообще к камерам Fujifilm отношусь без всяких предубеждений. Более того, моя самая первая нормальная цифровая камера была именно Fujifilm - модель MX-2900 .Почему "первая нормальная"? Да потому что перед ней я в каком-то лохматом 97-м году купил одну из первых цифровых камер Canon за $500. Она снимала совершенно кошмарно, и я ее вернул в магазин, обменяв на обычную пленочную камеру. Потом у меня эту камеру в Сочи украл сосед-алкаш, после этого я купил какой-то недорогой Olympus, который, кстати, снимал очень и очень неплохо , затем у меня появилась первая зеркалка Nikon D70S, потом я ее поменял на Canon 60D, а дальше я начал писать обзоры камер, и у меня пошла бесконечная череда самых разнообразных камер, среди которых Fujifilm так и не попадалась.В конце концов я подумал, что это несправедливо - как же так и не потестировать пару камер этой фирмы, - в результате чего взял поизучать две камеры этого производителя - качественную и недешевую беззеркалку Fujifilm X-M1 и более дешевую модельку с несъемным объективом Fujifilm X20 . Обе эти модели мне предоставил для тестирования старый партнер интернет-магазин "Юлмарт" , за что им большое спасибо, а мы с вами в этом обзоре познакомимся с моделью Fujifilm X-M1 , которая меня интересовала в первую очередь.Fujifilm X-M1 - это беззеркальная системная камера со сменной оптикой.
Технические характеристики Тип: компактная беззеркальная камера со сменной оптикой (байонет X-mount)
Матрица: 23,6×15,6 мм (APS-C) X-Trans CMOS с базовым цветным фильтром, 16,5 миллиона пикселей, кроп-фактор 1,5
Формат снимков: JPEG (Exif версии 2.3), RAW (формат RAF)/RAW+JPEG (совместим с Design rule for Camera File system и DPOF)
Формат видео: MOV, кодек H.264
Светочувствительность: АВТО/эквивалент ISO200 - 6400, расширенная чувствительность: эквивалент ISO100/12800/25600
Выдержки: (SR AUTO) 1/4 до 1/4000 с, другие режимы: 1/30 до 1/4000 с, длительная: максимум 60 мин
Вспышка: встроенная
Горячий башмак: есть
Дисплей: 3", цветной, ЖК, 920 000 точек, изменяемый угол наклона по вертикали
Видоискатель: нет
Карта памяти: SD / SDHC / SDXC (UHS-I)
Интерфейсы: USB 2.0, mini-HDMI (Tип C), дистанционный спуск затвора RR-90
Встроенный Wi-Fi : есть - геотэггинг, передача снимков, просмотр и получение снимков, функция PC Autosave
Аккумулятор: литий-ионная батарея NP-W126
Габариты: 116,9 (Ш) x 66,5 (В) x 39,0 (Г)
Вес: 330 г (без объектива)
Приблизительная цена: Kit 16-50 мм - примерно 28 тысяч рублей, тушка - 24 тысячи рублей.Китовый объектив: FUJINON XC16-50mm F3.5-5.6 OISЧто тут на себя обращает внимание? Большая матрица CMOS с кропом 1,5, очень компактные размеры самой камеры и маленький вес, есть Wi-Fi, нет видоискателя, даже электронного.Комплект поставки Коробка представляет собой эффектный черный куб.
В комплекте: камера, китовый объектив, бленда, наплечный ремень, зарядное устройство с сетевым кабелем, аккумулятор, компакт-диск с программным обеспечением, руководство пользователя.
Внешний вид и особенности В компании Fujifilm давно уже пошло поветрие делать так называемый ретродизайн для своих камер. В результате современные вроде камеры выглядят как Феликс Эдмундович Дзержинский из далекого советского прошлого. (У меня тоже был ФЭД, который я конкретно ненавидел за манеру при протяжке пленки рвать перфорацию. Вот "Зенит" таким никогда не страдал.)У данной камеры как раз и присутствует тот самый ретродизайн, причем она выпускается в трех вариантах оформления: коричневый, черный и черно-серебристый. Черно-серебристый и коричневый как раз отсылают нас к временам ФЭДа, а черный смотрится чуть современнее но и, одновременно, похуже, потому что получается вообще ни то ни се: и вроде ретродизайн, а оформлен совершенно неинтересно.
Я знаю, что есть пользователи, которые очень любят ретродизайн. Но я к таковым никак не отношусь: по мне так современные камеры должны выглядеть инновационно и современно. Времена ФЭДа, слава богу, давно прошли, ребята, к чему цепляться за прошлое?Вот этот аппарат в сравнении с простеньким по дизайну Lumix GF6 (у них есть значительно более ) - и то Lumix смотрится повеселее, причем оно еще и заметно компактнее, учитывая тот факт, что диапазон фокусных у него примерно такой же: 28-84 эквивалента против 24-75 эквивалента у Fujifilm.
Ну и он же рядом с очень современно выглядящим Sony RX10.
Ладно, хватит сравнений, давайте посмотрим на внешний вид и управление X-M1.Лицевая часть и боковые грани покрыты черным шероховатым пластиком. Выглядит это все, если честно, очень старомодно и как-то дешево. Слева есть небольшой выступ под хват - не слишком удобный. У Sony NEX этот выступ значительно больше, и эти фотоаппараты в руке держать удобнее.
На лицевой части есть только кнопка разблокировки объектива.Задняя часть - дисплей, который может поворачиваться в вертикальной плоскости вверх-вниз, позволяя контролировать кадр с верхней и с нижней точек. Справа пластиковая накладка под большой палец с индикатором записи на карту. Она почему-то выполнена из гладкого пластика, так что тоже не очень удобная.
Вот так дисплей выглядит для съемки с нижней точки.
Вспышка тут встроенная, открывается специальной кнопкой. Убирается вспышка вручную.Вот так камера выглядит с китовым объективом.
А вот с объективом и надетой блендой, входящей в комплект.На левой грани (если смотреть на лицевую часть) под пластиковой крышкой - порты HDMI и USB.
На нижней грани - отсек для аккумулятора и карты памяти, которую оттуда вытаскивать не слишком удобно: ее слот расположен очень близко к крышке, карту сложно ухватить.
Элементы управления Верхняя группа управления: колесо режимов, кнопка спуска затвора с переключателем On/Off, большое зубчатое колесо, функциональная кнопка Fn, которая в режиме съемки по умолчанию настроена на параметр ISO, а в режиме просмотра включает функции Wi-Fi. Зубчатое колесо в режимах P, S, A, M изменяет компенсацию экспозиции.
На задней части справа - второе управляющее зубчатое колесо. Оно еще и нажимаемое. Ниже - кнопка просмотра отснятого и кнопка включения видеозаписи. Далее идет селектор с четырьмя управляющими кнопками и кнопкой "Menu/OK". Селектором можно: выставлять область фокусировки при съемке и удалять файлы при просмотре, менять баланс белого, включать макросъемку, выставлять режим работы затвора.В самом низу кнопка "Display/Возврат" и кнопка "Q", вызывающая быстрые настройки.

Как я понял, настроить тут можно только кнопку Fn, на которую навешивается одна из 14 функций. (Одна из них, например, просмотр глубины резкости, потому что здесь нет отдельной кнопки, закрывающей диафрагму на соответствующее значение.)Работа камеры В режиме съемки здесь есть три вида вывода информации. Первый - минимальный: выдержка, диафрагма, ISO, компенсация. Рядом с соответствующими параметрами показывается, каким именно колесом параметр можно поменять: вертикальным или горизонтальным.

Второй режим - добавляются число кадров, формат, режим вспышки.

Третий вид - максимальная информация, включая гистограмму в реальном времени.

Кнопка "Q" вызывает режим быстрых настроек.

Меню фотоаппарата сделано достаточно грамотно и удобно. Слева идут вкладки меню съемок и настроек, справа на одном экране без скролинга - пункты настроек.Вот они все.

Обратите внимание на настройку "Снижения шума". Шумодав полностью отключить тут нельзя, он идет в диапазоне от -2 до +2. Когда выставлено +2, камера на высоких ISO (от 1000) очень сильно "мажет". Но об этом позже.

Несмотря на то что здесь вроде бы можно выставить рамку кадрирования, как я ее ни менял - никакая разметка на экране так и не появилась. Хотя в инструкции написано, что должна появляться.

Настройки геотегинга относятся к возможности получения географических координат с сопряженного по Wi-Fi смартфона.

Wi-Fi C помощью встроенного модуля Wi-Fi можно передавать снимки на компьютер или смартфон как по отдельности, так и группой, можно организовывать автоматическое сохранение снимаемых кадров на компьютере. Также здесь поддерживаются уменьшение отправляемых кадров на смартфон (это определяется в настройках), получение геотегов от подключенного смартфона и удаленное управление аппаратом со смартфона.Для Android есть несколько приложений от Fujifilm, которые работают с Wi-Fi камер Fujifilm.Вот, например, приложение, которое позволяет получать кадры с фотоаппарата на смартфон и расставлять в кадрах геотеги при съемке.

Чтобы это заработало, надо включить в камере Wi-Fi (это делается кнопкой Fn в режиме просмотра фото), подключить к созданной сети смартфон. Далее запустить соответствующее приложение и присоединиться к фотоаппарату.У меня это получилось сделать без особых проблем - вот смартфон видит кадры на камере.

А вот закачанное изображение.

Есть еще приложение с удаленным доступом. Это когда вы можете со смартфона управлять фотоаппаратом.

Но вот его мне подключить не удалось: смартфон все время писал, что соединение с камерой оборвалось, и дистанционно камерой управлять не захотел. При этом в том же приложении получение фотографий с камеры работало нормально.Примеры снимков Теперь, Федор, о главном. Сначала просто примеры снимков с некоторыми комментариями. После этого - мои наблюдения и впечатления.Я с этой камерой съездил в пару поездок и на месте ее как следует погонял. Так что поснимать удалось различные сюжеты и в самых разных условиях. Фото, как обычно, кликабельны, открываются размером 1920 по горизонтали, EXIF сохранен. Обработка никакая не делалась вообще, кроме ресайза.Греция.







Вечерние фото с рук. Верхний порог выставил 6400.



Следующие три кадра сняты со штативом.


Плохое искусственное освещение с рук.

Ночью с рук.


Это уже в дороге по Греции.

Вечер, пасмурно, туман.

Городок в горах, сумерки.

Место, где начинались Олимпиады.




Ночные кварталы Афин с рук. В основном 6400 ISO.





Тоже 6400 ISO.
Далее улица солнечным днем.

Длинный фокус.




Длинный фокус на открытой диафрагме.
Резкость на передний план, открытая диафрагма.
16 мм.
50 мм.
Облачка очень хорошо рисует, очень точно. А вот цвет по отношению к реальности чуть приглушенный.

Дома при дневном освещении.


Темно, ISO 6400.
Тоже темно.
Днем пейзажи.


Пасмурный день.






На контрасте.
ДД неплохой, но и только-то.

С размытием фона.






Цвет воды передает хорошо, но общий оттенок все время слегка приглушенный.


Ну и пример съемки видео. Я результатом был не впечатлен.Наблюдения при работе и выводы Отношения с этой камерой у меня получились непростые. В обзорах ее авторы прежде всего упирали на то, что камера отлично ведет себя на высоких ISO. Ну и я, когда ее заполучил, провел серию сравнительных тестов с другими камерами на похожей матрице и на матрице поменьше. Результат очень порадовал: кропы 1:1 тестовых кадров у этой камеры выглядели заметно менее шумно, чем даже у Canon EOS 70D .Потом я поснимал ночью в поездке и вдруг увидел, что шума-то там нет, но зато кадр конкретно "мылится", то есть пропадают детали, что характерно для работы шумодава. Порылся в настройках. Шумодав у камеры пятиступенчатый: от -2 до +2. Максимальный уровень выставлять вообще нельзя - "замыливает" картинку очень сильно. На нулевом уровне зависит от сюжета: где-то "мылит", где-то нет. На -2 шумодав почти не работает, ну и тогда результат, например, на 6400 ISO получается совершенно на уровне камер с похожей матрицей, никаких чудес я тут не вижу. Впрочем, для тех любителей, которые не умеют обрабатывать фото и корректировать шумы программными способами (в Photoshop, Ligthroom и так далее), подобный встроенный шумодав может оказаться удобным, но с ним поначалу надо как следует поэкспериментировать, чтобы понять, какой уровень выставлять в тех или иных ситуациях.Следующий момент, который мне здесь не понравился, - это работа автомата. Я в упор не могу понять, почему в режиме P и с автоматическим ISO аппарат ясным солнечным днем при съемках на улице очень часто выставлял 400 ISO. Ну вот здесь, например . Также мне очень сильно мешало отсутствие видоискателя. Понятно, что эта проблема возникает тогда, когда часто снимаешь на ярком солнце: яркости дисплея совершенно недостаточно для того, чтобы на прямом солнце на нем хоть что-то было видно, поэтому под солнцем приходится снимать практически вслепую. Да, если пользоваться фотоаппаратом в менее солнечной стране, эта проблема может вставать далеко не так остро или не вставать вообще, но я рассказываю о собственном опыте.Впрочем, не сразу, но я выяснил, что здесь есть режим специальной подсветки дисплея для съемок на солнце: надо нажать и удерживать клавишу Q, тогда включается подсветка. С этим снимать стало проще, но все равно это было некомфортно.Тем не менее, несмотря на то что мне в этой камере понравилось далеко не все, можно сказать, что камера - очень достойная. Хорошая большая матрица в компактном корпусе, очень неплохой китовый объектив. (К сожалению, у меня не было возможности потестировать ее с какими-то другими объективами.)Управляемость у камеры, скажем так, нормальная, особых проблем я не заметил. Но настраиваемость элементов управления совсем на троечку: переопределить можно только клавишу Fn.Всякие автоматические режимы, которые так любят начинающие, показывают очень хорошие результаты, причем тут есть продвинутый автоматический режим с расширенными возможностями, обычный автомат, режим съемки со всякими специальными эффектами и различные жанровые сцены: портрет, пейзаж, спорт.Батарея - слабое место всех беззеркалок - тут рассчитана примерно на 350 кадров, если снимать в JPEG. При съемке в RAW у меня получалось менее 300 кадров - где-то 280. Так что, как обычно, если нужно много снимать, то почти обязательно нужно носить с собой пару запасных аккумуляторов, тем более что эта камера не умеет заряжать батарею через USB.С какими конкурентами ее можно сравнить? Ну, ближе всего по характеристикам и цене, наверное, Sony Alpha NEX-5T с китовым объективом, у которого такой же диапазон фокусных расстояний, но он заметно компактнее (зато и виньетит на широком угле). Снимает этот аппарат также очень пристойно, но у него настолько плохо с управлением (на мой взгляд, разумеется), что вот из них двоих я бы однозначно выбрал Fujifilm X-M1.Ну и, например, Panasonic Lumix DMC-G5X стоит похожих денег и имеет похожие характеристики, разве что матрица у него чуть поменьше (но несущественно). А вот этот Lumix я бы, пожалуй, предпочел из перечисленных трех, мне эта камера очень понравилась.А вообще из беззеркалок круче Olympus OM-D E-M5 мне пока ничего не встречалось, но она, конечно, почти в два раза дороже.P. S. Кстати, должен добавить, что Fujifilm X-M1 многие профессиональные фотографы выбирают в качестве компактной камеры, которую можно взять с собой тогда, когда не хочется тащить тяжелые зеркалки. Но я бы ее второй камерой брать не стал, мне в ней далеко не все понравилось.

Фотокамера Fujifilm X-M1 стала уже третьей по счету камерой компании Fujifilm из серии X со сменными объективами - имеет она, по сути, все ту же начинку, что и другие представители, только корпус у нее меньше, преимущественно, за счет отсутствия видоискателя, а потому, и все управление, и интерфейс остаются традиционными для Fujifilm. Камера предоставлена нам на тест представительством компании Fujifilm в России, за что мы очень благодарны.

Продается камера на рынке вместе с новым объективом Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS - объективом эконом-класса с трехкратным зумом и встроенным стабилизатором изображения, который также попал к нам на тест. Объектив не имеет кольца управления диафрагмой, что является характеристикой нового подтипа - изменяется она стандартным задним колесом управления. Объектив имеет пластиковый конструктив на металлической несущей основе и выпускается в двух цветах, серебристом и черном. Вместе с объективом, на сегодняшний день, камера стоит 30 000 рублей.

Корпус камеры , в отличие от более дорогих моделей (X-E1, X-E2, X-Pro1), сделан не целиком из металла, а только с усилением магниевыми пластинами композитной основы (в плане дизайна - металлическая панель сверху и пластиковая отделка «под кожу») - как следствие, он легче, и, хотя сделан хорошо и без видимой и ощутимой потери жесткости, понятно, что, на деле, будет проигрывать цельнометаллическому в утилитарном плане. С другой стороны, нельзя не признать, что он меньше и так не бросается в глаза, как открыто раритетные старшие модели - маленькая камера в руках практически не заметна, при том что скорость ее съемки весьма высока, а откидной экран удобен для стрит-съемки с уровня пояса, довольно стандартной практики стритеров.

В плане управления камерой интерфейс традиционен - за исключением исчезнувших рычагов, показавшихся здесь излишними дизайнерам, функционал которых перенесен в экспресс-меню, вызываемое по быстрой кнопке. В принципе, сильно от этого интерфейс не пострадал, а многие новые адепты системы изменений даже и не заметят.

То, ради чего сделана камера - предоставить возможность новым пользователям подключиться к топовой матрице компании, сделанной по последним технологиям: это такая же 16-мегапиксельная X-Trans CMOS, как и в старших моделях. Небайеровский алгоритм распределения цветовых фильтров на пикселах обеспечивает избавление от муара, благодаря более хаотичному их расположению, а потому, камеры серии изначально разрабатывались без сглаживающего фильтра. Чувствительность здесь осталась такой же: ISO 200-3200, с расширением до 6400. Впрочем, особый паттерн распределения пикселов и здесь играет свою роль, так как шумы подавляются более эффективно, а сама матрица генерирует меньше цветовых артефактов, благодаря раздельной обработке сигнала. Это видно на глаз - цветовых шумов на одинаковых значениях чувствительности здесь заметно меньше , по сравнению с конкурентными моделями.

Затвор камеры способен отрабатывать до 5 кадров в секунду , даже чуть больше - это довольно существенный параметр, потому что с такой скоростью камера становится серьезным фотографическим инструментом. При этом она, правда, не успевает сфокусироваться между кадрами, но скорость работы автофокуса здесь все равно очень высока.

Объектив в камере быстрый, хотя, если сравнивать с фиксами серии XF, заметно проигрывает им по резкости. При этом, в нем удобный диапазон фокусных расстояний, обеспечивающий как широкоугольное положение с ЭФР=24 мм, так и портретное ЭФР=75 мм. Шаговый мотор при этом практически беззвучен в плане автофокуса и обеспечивает быструю фокусировку . Зато привод ручной фокусировки, как и в других стеклах, не прямой - при кручении колеса фокусировки соответственно срабатывает и мотор, который уже передвигает фокусировочную группу линз.

Надо сказать, что фокусировке в ручном режиме в компании уделяют значительное внимание: для этого картинка и увеличивается вокруг точки фокусировки, и появляется возможность контрастного выделения резких зон белым цветом (фокуси-пикинг), чтобы прямо на экране издалека было видно, что резко, а что нет.

Видоискатель в камере отсутствует, но это компенсируется нормальным глянцевым экраном разрешением чуть меньше 1 Мп - он высококонтрастный, и изображения на нем видно четко. На улице, естественно, его видно хуже, но не намного - а возможности протестировать его на ярком солнце в наших широтах зимой так и не представилось.

Встроенная вспышка камеры имеет ведущее число 7 и выкидывается в соответствии с последними нормами - вверх и вперед, но при этом ее нельзя направить в потолок для освещения комнаты отраженным светом, что, естественно, бесполезно даже пытаться сделать, учитывая ее малую мощность, которой для этого явно не хватит.

В камере заявлено, что батареи должно хватить на 350 фотографий, что, естественно, является величиной спорной - судя по тестовым ощущениям, цифра заметно занижена, хотя мы так и не издевались над ней, как положено в спецификации CIPA. Нам хватило на большее, около 450. В любом случае, это довольно много, учитывая, что камера и автофокус крутит, и визируется только по энергоемкому экрану.

Wi-Fi в камере идет по своему, особому пути: он не позволяет управление камерой со смартфона, а поддерживает лишь удаленную передачу данных - можно выбрать из отснятых кадров, а можно настроить на компьютере сервер, который будет принимать картинки в режиме реального времени. Впрочем, это лишь первая попытка, и возможно, в следующих версиях прошивок, которыми компания не стесняется баловать своих адептов при обновлениях, будет обеспечен больший функционал.

Тест на резкость

Для теста был взят объектив Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS. Как показал тест резкости, фотоаппарат зажимается именно бюджетным объективом, в результате чего, можно сделать вывод, что при использовании премиум-класса стекол результат будет заметно лучше.

Тест проводился в стандартных температурных условиях, 25°С, в сухом помещении, а чтобы избежать тепловых шумов было решено освещать сцену импульсным светом, что позволило сократить выдержку в помещении. Чувствительность ISO на фотоаппарате установлена на значение 100, сам фотоаппарат находится на штативе, чтобы обеспечить одинаковую картинку. Все кадры сделаны в формате RAW и проявлены «по нулям» с небольшим увеличением контраста с помощью яркостной кривой по четвертям: 0, +50, -50, 0, а также небольшим увеличением резкости на 25 единиц с чувствительностью 0,5 и понижением цветовых шумов на 25 единиц. Все операции производились в Adobe Photoshop LightRoom 5.3. Тестовые изображения в dng можно скачать по данной ссылке .

Тест на шум

Для теста матрицы на шумы был взят объектив Fujinon XC 16-50/3.5-5.6 OIS, установлен на штатив, после чего была снята та же сцена на всем диапазоне чувствительности ISO 200-6400 со стандартным шагом в одну фотографическую ступень. Условия съемки те же, за исключением того, что диафрагма была выставлена фиксированно на f/5.6. При проявке тестовых изображений картинка обрабатывалась «по нулям», при обработке не добавлялся контраст и шарпинг, а также не давились даже цветовые шумы. Мы не приводим сравнительную таблицу, так как доступны сами исходники, их можно скачать в формате DNG .

Как видно в тесте, фотоаппарат безболезненно справляется с шумами вплоть до максимального значения, включительно.

Тестовые изображения

Ниже опубликованы тестовые изображения. Все они сделаны в формате RAW и конвертированы с настройками «по нулям» (не «по умолчанию») в программе Adobe Photoshop Lightroom 5.3, с небольшим увеличением контраста по четвертьтонам (0, +25, -25, 0 для композитной тональной кривой). Впоследствии изображения сжаты для интернета до 700 точек по длинной стороне, полноразмерные копии изображений можно скачать в